Разработчики трасс для беспилотников определились с виной в случае ДТП

Разработчики трасс для беспилотников определились с виной в случае ДТП

На 2024 год запланирован запуск первого отрезка беспилотного коридора на трассе М-11. Фуры без водителей поедут вместе с потоком обычных машин на скорости 75 км/час. Как это будет работать и кто ответит за ДТП с роботом

Проект по запуску беспилотной магистральной перевозки грузов по транспортному коридору из Европы в Китай стартует уже в 2024 году, выяснил Autonews.ru. Начинаться магистраль будет на трассе М-11 в Санкт-Петербурге, а далее маршрут пройдет следующим образом: Москва — Казань — Красноярск — Чита — (Китай). Также рассматривается и второй вариант: Санкт-Петербург — Москва — Казань — Самара — (Казахстан — Китай).

Первый отрезок будет открыт уже в 2024 году, а полностью коридор должен заработать в 2030 году, уточнили Autonews.ru разработчики проекта из рабочей группы «Автонет» Национальная технологическая инициатива. Причем ездить там будут грузовики на альтернативных видах топлива. Авторы проекта определились и с виной в случае ДТП — за аварию с автомобилем без водителя ответит либо сам разработчик, либо оператор.

Зачем нужен этот транспортный коридор

В «Автонете» считают, что за создание инфраструктуры и за оперирование флотом беспилотных транспортных средств должен отвечать единый оператор транспортного коридора. Он не будет производить или разрабатывать беспилотники. Операторы будут заказывать перевозку грузов различным компаниям-перевозчикам и платить за это 24 рубля за километр.
(Фото: ГК «Автодор»)

С точки зрения ответственности при ДТП ответственность распределяется по такому же принципу, как и сейчас. Так, за безопасность беспилотного транспорта отвечает разработчик. А за эксплуатацию отвечает оператор или эксплуатирующая организация — если они допустят ошибку, то и будут ответчиками при аварии. Может быть также, что виновником ДТП будет третья сторона или, если машина попадет в яму, ответственность за это понесет эксплуатирующая дорогу организация.

«Принципы работы нового законодательства будут такими же, как и в текущем. Конечно, понадобится менять закон об ОСАГО и вносить в него дополнения с учетом беспилотников. Законодательные изменения все-таки нужны, вместо водителя «за рулем» — робот, там нет водителя, но зато есть оператор», — объяснил Гурко.

Что говорят в ГИБДД

В Госавтоинспекции считают, что беспилотные автомобили для начала следует запускать только на выделенных полосах. Об этом заявил на недавней пресс-конференции глава ведомства Михаил Черников. Он призвал называть такие транспортные средства автомобилями с автоматическими системами управления, поскольку пока в них находятся водители, которые контролируют процесс и могут вмешаться в процесс управления.

«У нас сегодня пилотным проектом движутся транспортные средства по Москве, трассе Санкт-Петербург — Казань. Если говорить о беспилотном потоке, то это, наверное, можно будет сделать по выделенной, отдельной полосе», — считает Черников.

Разработчики трасс для беспилотников определились с виной в случае ДТП

Вторую модель предложил Минтранс. Там считают, что каждый перевозчик должен получить статус оператора собственного флота, а за проезд по транспортному коридору платить по 2,5 рублей за километр пути.
(Фото: ГК «Автодор»)

В свою очередь, представитель «Автонета» Александр Гурко отметил, что пока современные технологии не готовы для запуска смешанного движения в городском потоке с высокой интенсивностью. «Дело тут даже не в законодательстве», — уточнил Гурко.

У меня обычный автомобиль. Зачем я все это читаю?

Развитие беспилотных перевозок подтянут за собой и другие важные для обычных автомобилистов условия. Например, будет улучшаться качество дорог и появится новая инфраструктура для подзарядки для электротрснспорта, включая электрокары. Таким образом у тех, кто не задумывался о выборе элекрокара, появится повод обратить на них внимание.

Пока участники проекта обсуждают, на каких именно видах топлива будут ездить грузовики. Так, это могут быть электродвигатели в чистом виде, со сменными зарядными блоками или без них. Кроме того, перевозчики могут выбрать электрохимический мотор с водородными элементами или же электродвигатели с газогенератором. От финального решения будет зависеть организация инфраструктуры, а именно — где и какие заправки будут находиться на трассе М-11.

Разработчики трасс для беспилотников определились с виной в случае ДТП

«Камаз», «СберАвтоТех», ГАЗ — эти компании участвуют в обсуждении проекта.
(Фото: КамАЗ)

Второй тренд, который подтянут беспилотные разработки — создание условий для коммуникации между собой подключенных автомобилей с помощью различных каналов связи. Это повысит уровень безопасности на дорогах, потому что автомобили будут обмениваться данными друг с другом, получать информацию об опасных маневрах, инфраструктуре на пути, скорости движения других автомобилей и так далее.

Кроме того, инфраструктуру в дальнейшем можно будет использовать и для частных перевозок — например, для беспилотного такси. На первоначальном этапе это могут быть микроавтобусы, которые будут следовать по маршруте Москва-Санкт-Петербург, а в дальнейшем — пассажирские перевозки между другими городами. Развитие беспилотников, уверены в «Автонете», вообще будет стимулировать отказ от личного транспорта.

Источник: www.autonews.ru