Украинец изобрел прибор, который в домашних условиях определяет качество бензина

Сегодня нашим героем стал выпускник школы №265 Михаил Панчик. Он изобрел портативное устройство, с помощью которого каждый водитель сможет легко определить, качественный бензин в баке его автомобиля или нет.

По словам Михаила, желание стать изобретателем возникло у него еще в раннем детстве. «Однажды у меня сломалась игрушечная железная дорога. Я очень сильно огорчился тогда, потому что думал, что мне придется попрощаться с ней навсегда. Однако мой папа, любитель мастерить, легко починил ее с помощью … свечи и горячего гвоздя! Я был поражен и подумал про себя: «Хочу уметь делать точно так же!», — рассказывает Михаил. Поэтому, повзрослев, еще тогда школьник решил записаться на кружок авиамоделирования. Однако в тот день, когда он пришел туда, там был выходной.

«Вместо того чтобы прийти в другой день, я почему-то пошел и записался на кружок радиоэлектроники. Об этом поступке мне не пришлось пожалеть ни разу», — рассказывает Михаил. Ведь именно здесь, по словам юноши, начался его изобретательский путь. «Занимаясь на кружке, я со временем настолько развили свои умения, что в итоге мог самостоятельно смастерить все, что мне хотелось: начиная от какой-то технической безделушки и заканчивая паяльной станцией или ламповым усилителем звука», — рассказывает юный изобретатель. Через какое-то время со своими разработками Михаил начал участвовать в различных научных и изобретательских конкурсах (например, конкурс Малой академии наук или «Intel-Техно»), где занимал призовые места. Успехи на этом поприще настолько вдохновили его, что он решил продолжить заниматься подобными разработками.

Идея с ветерком. «Однажды мы с другом решили прокатиться на моем новом мотоцикле и заехали заправиться для этого на одну из автозаправочных станций. Все было хорошо, но через какое-то время, когда мы проехали несколько сотен метров, у нас начались проблемы: мотоциклу не хватало тяги, из-за чего он не мог набрать нужную скорость, а также им было сложно управлять. Более того, из его выхлопной трубы шел дым! Пришлось нам отвезти мотоцикл в сервисный центр, — рассказывает Михаил. — Когда мы приехали его забирать, то нам объяснили, что все произошло потому, что бензин, который нам залили в бак, был хорошенько разбавлен водой». Этот случай, по словам юного изобретателя, натолкнул его на мысль изобрести портативный тестер, с помощью которого каждый водитель смог бы легко и просто определить, есть ли в бензине, который ему предлагают на заправке, посторонние примеси или нет (ведь от этого напрямую зависит его качество).

Жидкость-проводник. «Как известно из физики, каждая жидкость в зависимости от своего состава по-разному изменяет свойства проходящего через нее электромагнитного сигнала, например, его частоту. И бензин — не исключение из этого правила. Поэтому вполне логично, что если он — «грязный», то есть с посторонними примесями, то частота будет отличаться о той, которую мы получаем, если сигнал проходит через «чистый»», — проводит научный ликбез Михаил. По его словам, именно это свойство жидкостей он и взял за основу для разработки своего изобретения.

Лить или не лить. В итоге он создал небольшой прибор, который состоит из генератора электромагнитных колебаний, частотомера, других дополнительных электронных блоков (они анализируют информацию), а также стеклянной емкости. «Чтобы определить качество бензина, необходимо провести два теста. Сначала в стеклянную емкость нужно залить тот бензин, в качестве которого водитель уверен (то есть при езде на нем не возникает никаких проблем), затем — с разных ее сторон туда нужно опустить два щупа (представляют собой металлические стержни) и включить прибор. После этого генератор посылает электромагнитный сигнал, который благодаря щупам проходит через бензин и попадает на частотомер, который измеряет частоту сигнала и запоминает ее. Все это необходимо для того, чтобы устройство создало эталонный показатель, с которым будут сравниваться все остальные (к слову, такую процедуру достаточно провести один раз), — объясняет принцип действия Михаил. — И только после этого в емкость можно заливать тот бензин, который нужно протестировать. С ним, в свою очередь, происходит то же самое, что и с эталонным бензином. Тестер снова замеряет частоту, сравнивает полученные данные и показывает на экране, насколько они отличаются друг от друга». По словам юного изобретателя, если разница не очень большая, то можно говорить о том, что водителю посчастливилось заправиться таким же качественным бензином, который у него и был. Если же показатели частоты сильно отличаются, то это значит, что составы бензинов — разные, то есть в тестируемой жидкости есть посторонние примеси. К тому же, как отмечает Михаил, с помощью изобретенного прибора можно тестировать не только бензин, но и многое другое, например, машинное масло, воду, пищевые растворы и т. д. Со своей разработкой ему удалось занять 2 место на городском этапе конкурса Малой академии наук (МАН), а также получить диплом за оригинальную идею на изобретательском конкурсе «Ярмарка идей на
Юго-западе» в России.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

АЛЕКСАНДР РЫБИН, д.т.н., профессор, декан радиотехнического факультета НТУУ «КПИ»:

«Изобретенный Михаилом тестер можно считать по-своему уникальным: сейчас в Украине нет ни одного недорогого устройства, с помощью которого в домашних условиях можно было бы тестировать бензин или какие-либо другие растворы, чтобы определить, есть в них примеси или нет. Существующие аналоги намного сложнее по своей структуре, требуют от пользователя специальной подготовки и предназначены для научных исследований.

Среди прочих достоинств тестера — простота и удобство использования. Дело в том, что он не запрограммирован под конкретные эталонные показатели. Это означает, что человек может выбрать сначала одну эталонную жидкость, например, тот или иной бензин, с которым будут сравниваться все остальные, а затем, при желании, — заменить его на другой. Однако тестер надо доработать. Например, диэлектрическая проницаемость жидкостей, то есть их способность изменять напряженность электрического поля, зависит от температуры. Это значит, что для того чтобы сравнить две жидкости, измерения частоты в той, что тестируется, нужно проводить при той же температуре, при которой проводились измерения в эталонной, а это не всегда возможно. Поэтому мой совет — добавить в устройство электронный термометр, благодаря которому при измерениях делалась бы поправка на температуру. Также необходимо разработать шкалу оценки бензина: при каких именно отклонениях от нормы (эталона) можно говорить о том, что в бензине есть другие примеси и что он отличается от эталонного. Чтобы это сделать, необходимо собрать статистические данные, протестировав разные бензины».

Источник: Сегодня.ua

Оставить комментарий