Украина присоединилась к международному соглашению Interbus

Автобусным перевозчикам придется чаще обновлять парк — вчера Верховная рада проголосовала за присоединение Украины к международному соглашению Interbus. Теперь на международных маршрутах можно будет использовать автобусы, выпущенные не ранее 1993 года. Многие компании и сейчас с трудом обновляют парк — из-за высоких налогов при импорте автобусов они не выдерживают конкуренции с польскими и словацкими перевозчиками.

Вчера парламент принял законопроект «О присоединении Украины к соглашению о международных нерегулярных перевозках пассажиров автобусами (Interbus)», предложенный президентом. Документ в сессионном зале даже не обсуждался, тем не менее его поддержали 263 депутата. Согласно проекту, к соглашению Interbus Украина должна присоединиться до конца года. Interbus упрощает разрешительные процедуры. Так, перевозчики будут освобождены от необходимости получения разрешений на выездные рейсы без пассажиров и порожние обратные рейсы.

Опрошенные «Ъ» автоперевозчики отмечают, что сейчас особых сложностей в работе со странами ЕС не испытывают. А в неофициальных беседах основными проблемами называют необходимость «практически всегда давать взятку пограничникам за быстрое прохождение границы» и конкуренцию со стороны европейских компаний. В соглашении предусмотрена защита от иностранных конкурентов: «Место отправления должно находиться на территории страны, в которой основан транспортный оператор».

Соглашение Interbus регулирует отношения транспортных операторов на международном рынке. Документ был принят 30 июня 2001 года в Брюсселе и подписан всеми странами Европейского союза. Позже к договору присоединились Молдавия, Турция, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания и Македония. Украина планировала подписать документ еще в 2006 году.

Но соглашение предусматривает и довольно жесткие условия для украинских компаний: им нужно будет чаще обновлять парк. К перевозкам не может быть допущен автобус, выпущенный раньше 1993 года, говорится в документе. Глава правления компании «Львов-Интуртранс» Василий Попович отмечает, что сейчас в стране 40-50% автобусов не соответствуют этому требованию: «Около 80% парка изношено на 100%, замены требуют около 10 тыс. автобусов».

Не все эти перевозчики совершают зарубежные рейсы. Но тем из международных перевозчиков, чьи автобусы не будут соответствовать стандартам Interbus, необходимо будет сменить рынок или обновить парк, отмечает вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков (АсМАП) Юрий Кучинский. Назвать точное количество украинских международных автобусных перевозчиков в АсМАП не смогли: «У нас в членах только 42 компании, но это далеко не весь рынок». В Укртрансинспекции вчера не смогли предоставить список компаний, владеющих соответствующей лицензией.

Заместитель директора туристической компании «Феерия» (один из крупнейших в Украине организаторов автобусных туров за рубеж) Елена Енько говорит, что ее компания пользуется услугами европейских перевозчиков из-за того, что у украинских компаний часто не очень новые автобусы. «В Польше и Венгрии мы пересаживаем своих клиентов на автобусы местных перевозчиков, они имеют все необходимые по стандартам автобусы (не старше 2008 года.—»Ъ») и соответствующие разрешения. У украинских же компаний разрешений зачастую нет»,— отмечает госпожа Енько.

Уже сейчас украинские компании страдают от конкуренции со стороны зарубежных. Василий Попович говорит, что перевозчики закупают в основном импортные автобусы, но из-за акцизного сбора, НДС и ввозных пошлин стоимость возрастает на 37%: «По этой причине наши тарифы на перевозку примерно на 30% выше, чем у конкурентов из Польши, Словакии и других европейских стран». Польские и словацкие перевозчики перехватывают клиентов, забирают украинских пассажиров недалеко от границы, например во Львове, отметил «Ъ» источник в компании «Васильков ПАС Автотранс».

Верховной раде следовало бы подойти к существующей проблеме комплексно и предусмотреть вместе с ратификацией механизм обновления парка, считает господин Попович. «Нужно или удешевить ввоз автобусов, или предусмотреть какие-либо льготные кредитные программы, как это было с грузовыми перевозчиками»,— отмечает он. «Мы добились введения нулевых таможенных ставок на тягачи и полуприцепы, сейчас добиваемся отмены НДС»,— сказал Юрий Кучинский.

Однако вероятность отмены таможенных ставок и НДС при импорте автобусов достаточно низкая. Юрий Кучинский объяснил, что АсМАП неоднократно поднимала вопрос упрощения импорта пассажирских автобусов, но в правительстве указывают на наличие на рынке отечественного производителя автобусов — компании «Львовский автобусный завод». Кроме того, «Богдан» подписал договор о совместном производстве автобусов с немецкими компаниями MAN и Viseon Bus (см. «Ъ» от 16 декабря 2010 года). Правда, из-за отсутствия денег у государства СП пока так и не заработало.

Источник: Коммерсантъ Украина